г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
Завгородняя И.В. «Репродуктивная психология и психосоматика»

     

     В учебно-методическом пособии представлены основные положения современной репродуктивной психологии и репродуктивной психосоматики как самостоятельных областей научного знания, приобретающих в последнее время актуальность на фоне роста числа и омоложения репродуктивных заболеваний мужчин и женщин, и в частности распространения бесплодия. В пособии раскрываются психосоматические аспекты нарушений менструального цикла и гиперпластических заболеваний матки, что позволяет проследить их психологическую специфику через раскрытие личностных характеристик женщин и семейных обстоятельств их развития. Пособие включает психодиагностические методики для изучения репродуктивной сферы личности и имеющихся соматических проявлений.


     Данное издание может быть интересно специалистам, работающим в области перинатальной психологии и репродукции человека, а также психологам, реализующим психосоматический подход в работе с клиентами.


     Отдельный интерес пособие может представлять для слушателей обучающих программ и участников Психологической гостиной психологического центра «Персона», на сайте которого размещен фрагмент опубликованного материала. Обучающая программа И.В. Завгородней с одноименным названием «Репродуктивная психология и психосоматика» в психологическим центре «Персона» начнется 19 февраля 2022. Приглашаются все желающие!

 

Фрагмент учебно-методического пособия

«Репродуктивная психология и психосоматика»

(автор И.В. Завгородняя)

 

Стресс как предпосылка нарушений

репродуктивной системы человека

 

     Стресс оказывает влияние на здоровье человека, работу органов и систем его организма, приводя к развитию психосоматических заболеваний. Репродуктивная система мужчины и женщины, а также процесс вынашивания ребенка оказываются значимыми мишенями действия стресса.

    
     При хроническом стрессе происходит изменение уровня различных гормонов, оказывающих влияние в том числе на репродуктивную систему человека (Таблица 2). Стресс ограничивает репродуктивный потенциал организма.

Таблица 2

Изменения уровня гормонов у мужчин и женщин

при хроническом стрессе

 

Гормоны,

выделяемые

аденогипофизом

Восприни-

мающий

орган

Вырабатываемый органом гормон

Влияние на организм

Снижается

уровень

Лютеинизирующего гормона (ЛГ)

Яичники

 

 

 

 

Семенники

 

 

Снижаются

Эстрогены

 

 

 

Снижается

Тестостерон

 

 

У женщин препятствует созреванию яйцеклетки и выходу ее из фолликула, тормозит овуляцию, возможна временная аменорея.

У мужчин снижается половая активность,

уменьшается количество и качество сперматозоидов.

Снижается

уровень

Фолликулостимулирующего гормона (ФСГ)

Яичники

 

 

 

 

Семенники

Снижаются

Эстрогены

 

 

 

Снижается

Тестостерон

У женщин тормозится рост фолликулов, препятствуя овуляции, нарушаются циклические изменения в яичниках и матке.

У мужчин снижение активности сперматогенеза

Повышается

уровень

Пролактина

Молочные железы,

Яичники

 

Семенники

 

Снижает выработку прогестерона в желтом теле яичника

 

Влияет на действие ЛГ И ФСГ

 

У женщин подавляет действие гормонов, необходимых для овуляции, тормозит овуляционный цикл

 

У мужчин снижается половая активность, уменьшается количество спермы (олигоспермия)


    Мужская репродуктивная систем реагирует на стресс снижением выработки гормона тестостерона, который обеспечивает созревание сперматозоидов, а также мужественный внешний вид (увеличение мышечной массы, оволосение тела, низкий голос) и реализацию полового и агрессивного поведения. При остром стрессе у мужчин происходит снижение уровня тестостерона и гонадотропных гомонов, в результате чего снижается количество сперматозоидов. При хроническом стрессе наблюдается качественные изменения сперматозоидов и снижение оплодотворяющей способности семенной жидкости. Стресс приводит к снижению половой активности мужчины, вплоть до временной импотенции.

   
     У женщин стрессовые расстройства возникают в три раза чаще, чем у мужчин. Женский организм более подвержен гормональным изменениям при стрессе. Амплитуда гормонального ответа выше по сравнению с мужским организмом. Это связано в значительной степени с влиянием эстрогенов. На хронический стресс женский организм реагирует нарушением циклических процессов в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе, происходит блокада овуляции, циклы становятся ановуляторными .е. без выхода яйцеклетки), нарушение менструального цикла вплоть до аменореи. Одним из ярких примеров является аменорея военного времени. В этих случаях оплодотворение и наступление беременности становится невозможным.

   
     Кроме того, стрессоустойчивость женщины будет различной в разные периоды менструального цикла. Самым устойчивым к стрессам периодом в цикле женщины является период овуляции. В это время повышается концентрация эстрогенов и прогестерона, что приводит к повышению двигательной и исследовательской активности и снижению уровня тревожности. Для осуществления поиска полового партнера в этом периоде устойчивость к стрессу не должна быть выше, чем обычно. Если же оплодотворения не происходит, то наступают наименее устойчивые к стрессу периоды, если не наступила беременность, – предменструальный и менструальный периоды.

   
     Репродуктивная система обладает высокой степенью зависимости от стресса, особенно его хронических проявлений. При стрессе происходит формирование адаптивной реакции организма. Репродуктивная система становится одним из средств адаптации к стрессу. Она временно снижает или приостанавливает свою активность для того, чтобы дать возможность другим системам организма обеспечить его выживание. Это эволюционно сформированный механизм, который блокирует размножение в условиях опасности: «не до размножения, если сам не можешь выжить».

   
     При дистрессе ткани репродуктивной системы подвергаются повреждающим процессам, что приводит к формированию патологии и снижению фертильности. В свою очередь уровень половых гормонов влияет на психическое стояние человека. Получается своеобразный замкнутый круг: стресс приводит к нарушениям репродуктивной системы, а гормональные нарушения репродуктивной системы усиливают психологическое переживание стресса, что опять же негативно влияет на репродуктивную систему.

   
     При наступлении беременности в организме женщины резко возрастает выработка кортикостероидных гормонов (синонимы: кортикостероиды, кортикоиды), которые образуются в коре надпочечников. В связи с этим беременность считается периодом повышенного гиперкортицизма. Это необходимо для нормального функционирования организма беременной женщины и вынашивания ребенка. В обмене веществ при беременности особая роль принадлежит одной из групп кортикостероидных гормонов – глюкокортикоидным гормонам, которые участвуют в регуляции обмена углеводов, белков, жиров, нуклеиновых кислот. Глюкокортикоиды обеспечивают повышенные потребности обмена веществ организма беременной для нормального роста и развития плода.

   
     Однако увеличение уровня кортикостероидных гормонов у беременных женщин не приводит к повышению стресса. Более того, стрессоустойчивость женщины во время беременности находится на более высоком уровне по сравнению с ее небеременным состоянием.

     Это обеспечивается двумя факторами:

1) высокий уровень гормона прогестерона во время беременности способствует снижению тревожности женщины;

2) гипоталамус, отвечающий за развитие и поддержание стресс-реакции, у беременных менее чувствителен к стрессорам, благодаря чему у женщины в ответ на ранее значимые воздействия выделяется в два раза меньше гормонов стресса.

   
     Кроме того, внутриутробно ребенок тоже защищен от кортикостероидных гормонов материнского организма ферментами плаценты и повышением уровня транскотрина, который отвечает за транспортировку кортикостероидов. В норме содержание глюкокортикоидов в крови матери и плода поддерживается в соотношении 10: 1. При этом происходит генетически обусловленное снижение синтеза фермента плаценты, который препятствует проникновению глюкокортикоидов к плоду, в период между 19-й и 26-й неделями беременности.

   
     Физиологические возможности организма беременной позволяют переживать эустресс. Он считается тренировкой раздражителями умеренной силы и увеличивает адаптационные возможности организма как женщины, так и внутриутробного ребенка. Кроме того эустресс активирует отделы вегетативной нервной системы организма, способствует формированию гестационной доминанты. В связи с этим не следует полностью отказываться от любых переживаний стресса во время беременности.

   
     Однако дистресс способен негативно повлиять на организм беременной и внутриутробное развитие ребенка. Это происходит в случае сильного, внезапного, негативного воздействия или при длительных, длящихся несколько месяцев, сильных негативных переживаниях женщины. Стресс является фактором риска невынашивания беременности и наступления преждевременных родов.

   
     Стрессовые факторы, действующие в период беременности, могут быть различными и по-разному сказываются на развитии ребенка: беспокойство по поводу предстоящих жизненных изменений, неуверенность в завтрашнем дне, неустойчивые отношения между супругами, переживания из-за отношений со своими родителями или родителями мужа, перегрузки на работе или в учебе, сильные испуги и страх перед родами.

   
     Действие стрессовых факторов может усиливаться благодаря преморбидным чертам личности: слабость нервной системы, лабильность, сензитивность, повышенная тревожность и ранимость, а также эгоцентризм и упрямство.

   
     Хронический стресс беременной способен негативно повлиять на внутриутробное развитие ребенка, который испытывает в этих условиях пренатальный стресс. Пренатальный стресс – это негативный стресс, которому подвергается ребенок во внутриутробном периоде развития.

   
     Понятие «пренатальный стресс» в научный обиход вводит в 1972 г. А. Ворд. Воздействие пренатального стресса может быть прямым, т.е. происходящим во время вынашивания ребенка, и отсроченными, т.е. влияющими на жизнедеятельность ребенка после рождения (Таблица 3).

Таблица 3

Влияние стресса на организм матери и ребенка

во время беременности

Прямое

воздействие стресса

на ребенка

Отсроченное

воздействие стресса

на ребенка

При стрессе в материнском организме происходит напряжение симпатического отдела вегетативной нервной системы и повышение концентрации адреналина и норадреналина в крови приводит к сужению кровеносных сосудов, приносящих кровь ко всем внутренним органам, в том числе и к плаценте. В результате нарушаются обменные процессы, осуществляемые плацентой.

 

Гипоксия и гипотрофия плода. Гипоксия напрямую отражается на головном мозге ребенка, клетки которого очень чувствительны к уровню кислорода в крови.

После рождения это может привести к повышенной чувствительности к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, к легкости возникновения головокружений и обморочных состояний.

Повышение в крови матери концентрации основного гормона стресса – кортизола – приводит к тому, что разрушающий его фермент в плаценте не справляется с нагрузкой и материнский кортизол проникает в кровь плода.

На повышение уровня кортизола реагирует мозг плода и запускает регулирующие реакции через гипоталамус. Таким образом ребенок тренируется еще до рождения реагировать на стрессоры.

К действию кортизола чрезвычайно чувствительны клетки мозга плода, который продолжает формироваться. Особенно воздействие стресса чревато для гиппокампа и миндалины, которые клеточными рецепторами улавливают кортизол. Повышенный уровень этого гормона, как и у взрослого человека, вызывает гибель нервных клеток мозга у плода.

Гормоны стресса приводят к задержке роста и излишней подвижности плода, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования. Неслучайно, плод при стрессе матери сосет палец.

Нарушенная стрессреактивность гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы ребенка приводит к повышенной восприимчивости к стрессорам, физической предрасположенности к состоянию тревоги, быстрой истощаемости адаптационных ресурсов.

У ребенка присутствует эмоциональная лабильность, нарушения саморегуляции, склонность к формированию невропатии, неврозов, психозов.

Функциональные изменения гипоталамуса и гиппокампа приводят к нарушениям в сфере нейроимунноэндокринной регуляции, что создает предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям, сахарному диабету 1 типа (инсулинозависимому), эндокринному бесплодию у женщин, развитию остеопении и остеопароза.

Повышается риск формирования у ребенка синдрома двигательного возбуждения и гиперактивности (СДВГ). Синдром проявляется у детей в возрасте 8-9 лет, матери которых испытывали стресс на 12-22 недели беременности.

Увеличивается риск развития аутизма у ребенка при переживании дистресса матерью в период 21–32 недели беременности с пиком 25–28 недель.

В крови беременной женщины при стрессе изменяется уровень половых гормонов – повышается содержание тестостерона, который достаточно легко проходит через плаценту и попадает в кровь плода.

Повышение уровня тестостерона приводит к нарушению нормального развития центра полового диморфизма у плода, расположенного в гипоталамусе. Функциональная «настройка» этого центра происходит в третьем триместре беременности.

Повышение уровня тестостерона по-разному действует на плод женского и мужского пола. У девочек тестостерон вмешивается в формирование женской половой системы, приводя к уменьшению размеров матки и яичников.

У плодов мужского пола повышение уровня тестостерона приводит уменьшению размеров центра полового диморфизма в гипоталамусе, который отвечает за запуск и развитие мужского полового поведения. В результате нарушается синтез половых гомонов.

У девочек впоследствии наблюдается нарушение циклических изменений содержания половых гормонов (фолликулостимулирующего и лютеотропного гормонов, эстрадиола, тестостерона, прогестерона), а также снижение способности к зачатию за счет нерегулярности овуляции и уменьшение возможности вынашивания беременности. В целом присутствует снижение плодовитости.

Девочки физиологически привыкают реагировать на стресс не выработкой кортизола, а увеличением тестостерона.

У мальчиков впоследствии проявляется демаскулинизация и феминизация полового поведения, частным вариантом которого становится гомосексуализм.

 

 

    При стрессе гормоны материнского организма проникают через плацентарный барьер и оказывают влияние преимущественно на развивающийся головной мозг ребенка, а также воздействуют на формирование половой системы (рис. 3).

   
     Пренатальный стресс может по-разному влиять на развитие ребенка на протяжении периода беременности. В первом триместре беременности он может спровоцировать выкидыш, поскольку активность репродуктивной системы в условиях опасности резко снижается, давая возможность другим системам материнского организма обеспечить его выживание. В случае сильного стресса наступившая беременность для организма матери становится дополнительным отягчающим фактором, от которого надо избавиться физически.

   
     Во втором триместре внутриутробный ребенок уже достаточно развит, его мозг начинает функционировать как целостная система, формируется собственная гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, которая начинает участвовать в развитии реакции на стресс. Наиболее сильное прямое воздействие пренатальный стресс оказывает на развитие головного мозга ребенка, приводя к его органическим и функциональным изменениям. К пренатальному стрессу ребенок наиболее чувствителен именно во 2-ом триместре беременности, т.к. в этот период у него выстраиваются все нейроэндокринные связи. Сензитивным периодом для развития стрессоустойчивости ребенка считается период с 16 по 24 (25) недели внутриутробного развития.

   
     Третий триместр характеризуется восприимчивостью ребенка к хроническому стрессу матери. В этом случае возможны преждевременные роды и /или неправильное предлежание плода перед предстоящими родами. Как показали исследования Г.И. Брехмана, Т.А. Малышевой и Ш.С. Ташаева, внутриутробный ребенок имеет собственную психику, развитие которой не коррелирует напрямую с созреванием структур головного мозга. Неправильное положение плода в утробе может являться реакцией на стресс матери. Следовательно, внутриутробное положение плода от начала развития до родов может меняться достаточно часто и по разным поводам. Длительная стрессовая ситуация для плода может являться причиной устойчивого патологического предлежания и сохраняться до самых родов. При устранении причин стресса аномальное предлежание плода может измениться.

   
     Кроме того, как отмечает А.И. Захаров, у плода практически отсутствует система нейтрализации гормонов стресса и не развита возвратная венозная сеть. Это приводит к накапливанию гормонов в критических дозах, как в самом плоде, так и в амниотической жидкости, окружающей его. Поскольку количество околоплодной жидкости постепенно возрастает, то увеличивается и количество находящихся в ней гормонов стресса и их биохимических последствий. При длительно воздействующем стрессе амниотическая жидкость в конце беременности превращается, в своего рода, «гормональный бульон», в котором «варится» плод. При этом стрессовое состояние у внутриутробного ребенка гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

   
     Прямое воздействие пренатального стресса на внутриутробного ребенка создает организмическую и функциональную основу для формирования отсроченных последствий, которые практически невозможно корректировать. Сформировавшийся в условиях пренатального стресса организм уже функционирует самостоятельно. Он физиологически формирует по типу импринтинга реакции на стресс и воспроизводит их во взрослой жизни. В частности перинатальные изменения, зафиксированные в виде тревоги и опасности, после рождения легко ассоциируются с аналогичным жизненным опытом. Они становятся центрами притяжения соответствующих мыслей, образов, поступков и обладают тенденцией повторяться идентичным образом независимо от возраста и жизненных условий человека.

   
     Исследования Е. Ю. Печниковой показали, что у женщин с бесплодием в 99 % случаев диагностируется пренатальный стресс и в 90% случаев определяется родовая травма. Следовательно, пренатальный стресс является предиктором расстройств репродуктивной системы. Поскольку у женщин наблюдается истощение пренатально модифицированной адаптационной системы, то они находятся в хроническом стрессе или дистрессе, что и проявляется в состоянии бесплодия. В качестве ведущего стрессора у женщин с пренатальным стрессом и состоянием бесплодия выступает нарушение онтогенеза репродуктивной сферы, который проявляется в искажении диадических отношений, привязанности, полоролевой идентичности, партнерских отношений и в неготовности актуальной ситуации рождения ребенка. Все вместе эти нарушения приводят к психологической неготовности женщины к материнству, что создает дистресс, провоцирующий активизацию измененной адаптационной системы. В результате происходит нарушение репродуктивной функции и как следствие возникает бесплодие (рис. 4). Устранение факторов, приводящих к дистрессу у женщин с пренатальным стрессом, позволяет восстановить их репродуктивную функцию.


     Отсроченное воздействие пренатального стресса проявляется и в возникновении психических заболеваний. Установлено, что риск развития шизофрении повышается у потомков матерей, перенесших массовые страдания и бедствия во время беременности. Особое значение для развития шизофрении имеет стресс беременной женщины, вызванный смертью отца ребенка. Согласно Н. А. Мазаевой, наблюдается шестикратное увеличение риска развития шизофрении среди потерявших отцов во внутриутробном периоде в сравнении с теми, кто потерял отца в младенчестве.

   
     Таким образом, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм. Будущая мать и ребенок в равной мере страдают от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое фиксируется в долговременной памяти, оказывая влияние на всю последующую жизнь ребенка. Пренатальный стресс становится фактором нарушения развития репродуктивной системы развивающего ребенка, представляя особую опасность в этом отношении для девочек. Женщины с пренатальным стрессом характеризуются нарушением онтогенеза репродуктивной сферы, что проявляется в их психологической неготовности к материнству, приводя к бесплодию.

   
     Хронический стресс, особенно дистресс, переживаемый во взрослом возрасте мужчинами и женщинами, сокращает их репродуктивные возможности.

Мы рады вам помочь!
Если у вас возникли проблемы,
вы можете позвонить по телефону:
+7 906-586-1000 или написать на e-mail: s.v.kochetkova@yandex.ru


Самопознание.ру — психологические тренинги и семинары Воронежа в одном месте.
Нравится