г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
Перинатальная психология и психотерапия: про беременность и не только. И.В. Завгородняя

Перинатальная психология и психотерапия:

про беременность и не только

И.В. Завгородняя

 


Перинатальная психология – довольно молодая область психологии, возникшая в 70-е годы XX века за рубежом и в 90-е годы XX века в России. Возникновение перинатальной психологии связано, как минимум, с тремя обстоятельствами.



Во-первых, в науке и общественном сознании появился устойчивый интерес к раннему детству как к начальному этапу формирования личности. Первоначально интерес к развитию психики до рождения и влиянию процесса родов на последующее развитие личности возник в классическом психоанализе З. Фрейда. Впоследствии психоаналитик О. Ранк начал говорить о травме рождения как изначальном событии, которое определяет всю последующую историю жизни человека.



Во-вторых, накопились факты в практике психотерапии взрослых, которые не поддавались объяснению существующими психологическими концепциями. С. Гроф, представитель трансперсональной психологии, в своей практической работе проследил влияние родового процесса и внутриутробного опыта на формирование психических свойств человека и его взрослую жизнь. В психотерапевтическую практику вошли новые термины «перинатальный опыт», «перинатальные проблемы», «перинатальные травмы».



В-третьих, достижения в области медицины позволили изучать условия жизни в матке и непосредственные реакции плода на разные стимулы. Преимущественно зарубежные практикующие акушеры и гинекологи стали инициаторами введения в практику новых тенденций ведения родов. Основной идеей стало обеспечение условий для «мягкого рождения» на фоне становления идеи «осознанного родительства».



Официальное признание перинатальной психологии приходится на 1971 г., в котором доктор Густав Ханс Грабер в Вене сформировал Международную исследовательскую группу по перинатальной психологии. После этого возникает Ассоциация перинатальной психологии, проводятся за рубежом и в России конгрессы и конференции, на которых обсуждаются проблемы данной области психологического знания.



На сегодняшний день перинатальная психологияотрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза и влияние перинатального опыта на последующую жизнь человека.



Перинатальные психологи и психотерапевты обращаются к исследованию всего периода от планирования беременности до конца первого года жизни, поскольку именно в этот период психика ребенка интенсивно развивается. Расширение исследований и практики привели к тому, что «верхняя граница» перинатальной психологии увеличилась до окончания диадических отношений, т. е. до 3 лет.



Активное развитие перинатальной психологии в последнее время связано во многом с тем, что период ожидания ребенка является особым в жизни женщины и мужчины, поскольку происходит перестройка их сознания, взаимоотношений между собой и с окружающим миром. Наиболее значительные изменения личности и жизнедеятельности происходят у женщины в период вынашивания ребенка, что подводит исследователей к рассмотрению беременности как психологического кризиса.



Необратимость изменений, происходящих в период вынашивания ребенка, дает основание рассматривать беременность как кризис второго порядка Беременность приводит к необратимым изменениям в личности женщины, в семейной ситуации, в отношениях с партнером, возвращение к прежнему образу жизни становится невозможным. Период беременности и рождение ребенка требует от женщины принятия нового жизненного замысла, перестройки ценностно-смысловой сферы личности. Женщина перестает существовать как отдельная личность, включаясь в бесповоротные отношения мать-ребенок. Родительская роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться.



В трансперсональной психологии беременность трактуется как кризис трансформации, духовный кризис. Это переломный и эмпирически трудный этап глубокого психологического преображения, который затрагивает все существо индивида. Кризис трансформации является границей раздела между личностным и надличностным. Роды – это ситуация, связанная с потенциальной угрозой жизни, а в каждом рождении имеется элемент смерти. Опыт рождения ребенка подводит мать к пределам индивидуального существования – к его началу и окончанию.



Экзистенциально-гуманистический подход рассматривает беременность как экзистенциальный кризис невероятного размаха, который затрагивает не только женщину, но ее микросоциум. В этом отношении время беременности – один из наиболее продуктивных периодов для личностного роста и развития сложившихся отношений. Однако он также опасен для разворачивания негативных жизненных сценариев. Беременность и роды являются условием переживания экзистенциального опыта не только женщиной, но и мужчиной, поскольку затрагивают все жизненные основания человека, происходят глубокие изменения самосознания, отношения к себе и другим, миру в целом. Будущие родители чувствуют себя причастными к акту творения, создания нового человека, что выводит их не уровень надличностных переживаний, создает ощущение некой миссии. Беременность и роды можно трактовать как определенную инициацию для родителей, инициацию личностной зрелости.



Ряд исследователей рассматривают первую беременность как кризис полоролевой идентичности. Во время беременности женщина осваивает новую социальную роль матери, которая означает окончание существования женщины как отдельной независимой личности, обозначает начало непременных и бесповоротных отношений мать-ребенок. Согласно С. Хоган, материнство представляет собой своеобразную проверку тех представлений женщины о себе, которые существовали у нее до беременности. Причем, женщины, имеющие опыт материнства, обладают более подвижным образом «Я». В этом смысле беременность – период критического пересмотра женщиной представлений о себе.



Д. Пайнз подчеркивает, что беременность является кризисной точкой в поиске женщины собственной женской идентичности. Из этой точки нет возврата, независимо от того, рождается ли ребенок в положенный срок, происходит выкидыш или делают аборт. Беременность доказывает половую принадлежность женщины и видимым образом заявляет внешнему миру, что она состояла в сексуальных отношениях.



В то же время период беременности приводит к ситуации ролевого смешения, при котором беременная женщина должна играть роль матери для своего ребенка, одновременно, оставаясь ребенком для своей матери. Отношения беременной с ее матерью изменяются, становясь более зрелыми или усиливая имеющиеся трудности. Причем, как отмечает Д. Пайнз, амбивалентность по отношению к матери может разрешиться скорее негативным образом, чем позитивным, т. е. любовью к ней.



Согласно деятельностному подходу, беременность – нормативный или нормальный кризис развития, естественный период жизненного цикла. При полноценном протекании кризиса беременности возникает новая деятельность – материнство. Материнство – деятельность матери (женщины) по обеспечению гармоничного психосоциального и соматического развития ребенка. Если до беременности ведущей была профессиональная или учебно-профессиональная деятельность женщины, т.е. деятельность с типом отношения «человек-предмет», то новая деятельность – материнство имеет тип отношения «человек-человек». Если кризис беременности не реализовался, то деятельность сохраняет тип отношения «человек-предмет», вследствие чего ребенок в последующем материнстве воспринимается как предмет, объект.



Беременность как кризис представляет собой переходный период в жизни женщины. Она переходит к новому уровню зрелости – материнству, изменяясь как личность, прежде всего.



Беременность представляет собой особый этап не только в жизни женщины, но и мужчины как будущих родителей. Период ожидания ребенка предполагает изменения физиологического и психологического состояния, принятие новой социальной роли и становления новой идентичности, преобразование отношения к себе, к другим, к миру в целом, приводит к изменению жизненного пути в целом, что затрагивает мотивационно-смысловые основы личности. Это служит основанием для рассмотрения беременности как психологического кризиса, который проявляется не только у женщины, но и мужчины.



Однако было бы неверным ограничивать перинатальную психологию только периодом беременности и ранним развитием ребенка. Известно, что перинатальный опыт сопровождает человека в течение всей жизни. В связи с этим растет востребованность перинатальной психотерапии, которая предполагает осуществление психологической работы как с беременными и членами их семей, так и с людьми разного возраста, имеющими личностные трудности в связи с перинатальными аспектами.



В широком смысле перинатальная психотерапия – система психического (психологического) воздействия, осуществляемая на разных этапах развития личности с целью оптимизации и коррекции базовых личностных образований (внутренней модели Я-Мир, объектных отношений, качества привязанности, содержания репродуктивной сферы).



17 мая 2007 г. на IX съезде ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги), благодаря активной работе Г.Г. Филипповой, Е.Ю. Печниковой, И.В. Добрякова перинатальная психотерапия была утверждена в качестве самостоятельной модальности (направления науки и практики).



Перед перинатальной психологией и психотерапией на сегодняшний день стоит широкий спектр теоретических и практических задач. К теоретическим задачам относятся:


  • выявление и научное объяснение механизмов формирования психики человека в пренатальном периоде;
  • изучение процессов взаимодействия и взаимовлияния психических процессов матери на формирующуюся психику ребенка, в том числе исследование восприятия информации от матери и окружающего мира внутриутробным ребенком и ее закрепление в памяти;
  • выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания различным направлениям, концепциям и подходам в области перинатальной психологии и медицины;
  • определение сферы компетенции перинатального психолога и требований к его подготовке и квалификации; дальнейшее уточнение предмета, объекта и задач перинатальной психологии и психотерапии, расширение межпредметных взаимосвязей;
  • разработка психотерапевтических моделей, адекватных работе с беременными.

К практическим задачам перинатальной психологии и психотерапии можно отнести:

  • формирование родительской сферы личности, в том числе анализ онтогенеза материнской сферы;
  • определение психологической готовности к материнству и отцовству; планирование рождения ребенка;
  • психологическое сопровождение репродуктивного выбора, осуществление предабортного и постабортного консультирования;
  • подготовка к родам;
  • психологическое сопровождение при бесплодии и применении вспомогательных репродуктивных технологий;
  • работа с родителями маловесных детей и детей, имеющих внутриутробную патологию;
  • работа с перинатальной утратой;
  • психологическое сопровождение установления диадических отношений на первом году жизни, повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • работа с беременными с психическими и соматическими заболеваниями;
  • работа с проблемами репродуктивного здоровья женщин и мужчин, направленная на выявление и разрешение проблем, имеющих диадическое происхождение – причины бесплодия и невынашивания, нарушения течения беременности и родов, послеродовых расстройств;
  •  работа с перинатальными проблемами взрослых клиентов, предполагающая анализ личностных трудностей, связанных с нарушением перинатального периода онтогенеза и диадических отношений – базовая позиция Я-Мир, качества привязанности, проблемы супружеских и партнерских отношений, детско-родительские отношения, проблемы репродуктивного здоровья.



Спецификой перинатальной психотерапии, согласно Г.Г. Филипповой и И.В. Добрякову, на сегодняшний день является особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадические проблемы клиента, формирующиеся преимущественно в системе «мать-дитя». Отдельное внимание уделяется неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым мотивационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности взрослого человека.



Противопоказаний к применению перинатальной психотерапии не наблюдается. Однако необходимо ограничение применения суггестивных, психодраматических и глубинных техник при работе с диадой, особенно в период беременности, поскольку это может повлиять на состояние беременной женщины и внутриутробного ребенка.



Широкий спектр задач, решаемых перинатальной психологией и психотерапий, создает высокие требования к профессиональной квалификации перинатального психолога, который должен обладать системными фундаментальными знаниями, владеть практическими приемами и методами работы, понимая специфику их применения в области перинатальных проблем.

 

 



Завгородняя Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, перинатальный психолог, ведущая обучающей программы «Перинатальная психология. Психология родительства» в Психологическом центре «Персона».

Мы рады вам помочь!
Если у вас возникли проблемы,
вы можете позвонить по телефону:
+7 906-586-1000 или написать на e-mail: s.v.kochetkova@yandex.ru


Самопознание.ру — психологические тренинги и семинары Воронежа в одном месте.
Нравится